Взлёт бизнес-авиации: 2021 стал лучшим годом за десятилетие для рынка частных авиаперевозок

Перелеты на частных джетах оказались востребованы во всем мире в условиях коронавирусных ограничений. Рынок частных авиаперевозок по итогам 2021 года вырос в среднем на 30% в зависимости от региона по сравнению с допандемийным 2019 годом.

Главный тренд уходящего года – это беспрецедентное возрождение рынка частных авиаперевозок. Если гражданская авиация до сих пор не может справиться с последствиями пандемии коронавируса, то сфера частных авиаперевозок сумела не только отыграть прошлогодние потери, но и продемонстрировать рост к допандемийному 2019 году. Так, по данным аналитической фирмы Argus International, количество рейсов бизнес-авиации во всем мире в октябре 2021 выросло на 40% год к году.

Рынку частных авиаперевозок в Росси и вовсе удалось показать рост не только по сравнению с 2020 годом, но и с допандемийным 2019 годом. В среднем в 2021 году объемы авиаперевозки рейсами бизнес-авиации с вылетом и прилетом из российских аэропортов выросли на 30% по сравнению с 2019 годом, а в некоторые периоды — в два раза.

Повышение спроса на частную авиаперевозку выступило мощным импульсом к росту и производства бизнес-джетов. Bombardier именно в уходящем году получил самый большой в своей истории заказ на поставку 10 ВС. У Gulfstream, крупнейшего в мире производителя бизнес-джетов по объему выручки, сейчас самый большой объем невыполненных заказов за шесть лет, а бразильский Embraer полностью заполнил книгу заказов на частные самолеты до I квартала 2023 года.

На рынке подержанных бизнес-джетов тоже наблюдается ажиотаж. Состоятельные пассажиры, не готовые вставать в очередь за новым частным самолетом от производителя, наводнили вторичный рынок. По данным JPMorgan, средняя цена на подержанный бизнес-джет достигла в октябре 2021 года $10,7 миллионов, что на $1 млн выше, чем в допандемийный 2019 год. Сильнее всего выросли цены на подержанные самолеты Gulfstream – на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По отзывам брокеров в США, из-за нехватки самолетов на вторичном рынке покупатели заключают сделки без проведения традиционной комплексной проверки воздушного судна.

Читайте также  Павлодарский завод возобновит производство авиакеросина

Главная причина такого роста заключается в том, что почти два года ограничений и карантинов отчетливо показали, что командировки и очные, а не виртуальные, бизнес-встречи все еще остаются предпочтительным форматом обсуждения деловых вопросов. Не в силах программы виртуального присутствия заменить и отпуск. Пассажиры продолжают путешествовать, а если коммерческие авиакомпании не могут предложить им подходящий рейс по нужному направлению, то на помощь приходит бизнес-авиация.

Самыми востребованными направления у россиян остаются прежними – это, прежде всего, международные рейсы в Дубай, Лондон, Ригу, Ларнаку, Барселону и Малагу, Тиват, Ниццу. Международные воздушные рейсы превалировали над внутрироссийскими на протяжении почти всего года. Из внутрироссийских направлений самыми востребованными, как и раньше, остаются Москва, Сочи, Симферополь, Санкт-Петербург, Казань.

Массовый приток на рынок частных авиаперевозок новых клиентов, которые ранее не владели и не пользовались бизнес-джетами, — это еще один ведущий тренд уходящего года. Всё больше состоятельных путешественников, которые раньше летали коммерческими рейсами, теперь предпочитают частные бизнес-джеты — либо из-за опасений по поводу COVID-19, либо из-за отсутствия рейсов по нужным направлениям. По некоторым оценкам, в 2021 году до 25% всех заказов приходилось на таких клиентов-новичков.

Очень успешным оказался 2021 год и для джетшеринга – одной из ниш рынка частных авиаперевозок, предполагающей покресельную продажу мест на рейсы бизнес-авиации, своего рода «летающую маршрутку». Тон в этой сфере задают США, где джетшеринг существует уже давно и был достаточно востребован и до пандемии. Но именно последний год джетшеринг развивается стремительными темпами. По данным аналитической фирмы Argus International, совместное использование частных джетов в США, Канаде и странах Карибского бассейна подскочила по итогу I полугодия 2021 года на 58,3% по сравнению с 2020 и на 9,4% по сравнению с 2019. Итоговых данных по II полугодию еще нет, но уже по статистике октября 2019 можно увидеть, что этот тренд продолжился и усилился: количество шеринговых полетов подскочило на 44,8% к октябрю 2020 и на 29,3% к октябрю 2019.

Читайте также  Escalating the New Cold War: Turkey downs a Russian Jet

Для российского рынка джетшеринг – достаточно новая услуга. Как и в остальном мире, большая доля нынешних пассажиров шеринговых рейсов — это бывшие пассажиры бизнес-класса или первого класса на регулярных рейсах коммерческих авиакомпаний. Статистика по объему авиаперевозки с помощью джетшеринга в России не ведется. Но как одни из первопроходцев шеринговых бизнес-чартеров, первыми запустившими такой рейс в Тиват, мы наблюдаем разнонаправленное движение спроса на эту услуги по различным направлениям. Так, в 2021 году наблюдался спад спроса на джетшеринг по таким направлениям, как Дубай или Мале. Причиной стало восстановление авиаперевозки регулярными коммерческими рейсами. Пассажиры вернулись в привычные бизнес- и первый классы. Востребованными остались «закрытые» из-за коронавирусных ограничений направления, такие как Тиват, Ницца и Генуя.

Во многом от того, как будет развиваться ситуация с пандемией коронавируса в мире, зависит и судьба бизнес-авиации в 2022 году. В I квартале следующего года мы можем увидеть замедление роста. Причиной станет как традиционный сезонный спад, так и усиление ограничений на поездки, связанные с распространением штамма Омикрон. Начало этого тренда заметно уже сейчас: так, по данным WingX, начало декабря уже показало снижение активности бизнес-перелетов в Великобритании на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, тогда как в ноябре показатель превышал допандемийный уровень на 30%. Аналогичные тенденции наблюдаются в Австрии, Бельгии, Норвегии, Ирландии и Нидерландах.

В случае снятия ограничительных мер, например, касающихся въезда российских граждан с туристическими целями в страны Шенгена, мы неизбежно увидим отток части клиентов из бизнес-авиации на рейсы коммерческих авиакомпаний. Впрочем, появление очередного нового штамма коронавируса может свести на нет этот риск. Пока предпосылок к тому, что в 2022 году коммерческие авиаперевозки вернутся к допандеймийному уровню, не наблюдается. Если бизнес-авиация в целом по миру уже превысила показатели 2019 года, то объемы гражданской авиаперевозки все еще на 30%-40% ниже, чем в допандемийное время.

Читайте также  Туроператорам придется заново оплачивать перевозку авиакомпаниям, которые возьмутся выполнять рейсы в Италию вместо Wind Jet. При этом условия, предложенные итальянской авиакомпанией New Livingston Spa российскому бизнесу явно не подходят. Об этом заявила «Туринфо» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Основным же вызовом 2022 года как для бизнес-авиации, так и для гражданской может стать резкий рост цен на авиакеросин. Топливо – это основная статья расходов при организации авиаперевозки. Затраты на авиакеросин составляют до 40% общих расходов на эксплуатацию воздушного судна. По данным аналитического агентства Platts, цены на авиакеросин с начала 2021 года выросли более чем на 55%.

Масла в огонь добавляют опасения, связанные с ужесточением требований к топливу, направленных на ускорение декарбонизации авиаотрасли в ЕС. Инициатива ReFuelEU предполагает доведение доли экологически устойчивых видов авиатоплива (SAF) до 5% к 2030 году, 32% к 2040 году и 63% к 2050 году. Надо заметить, что SAF стоит в 2-6 раз больше, чем авиакеросин. Помимо этого, в ЕС внесены изменения в систему торговли квотами на выбросы (ETS), которые приведут к сокращению квот для авиации, а следовательно — усилят финансовое бремя, лежащее на эксплуантантах ВС.

Как и любая другая индустрия, к концу года в бизнес-авиации стараются подводить итоги и пытаются приподнять завесу тайны следующего года. Участники рынка частных авиаперевозок, как российского, так и общемирового, сходятся во мнении, что несмотря на многие сдерживающие факторы, бизнес-авиация способна продолжить уверенный рост и в 2022 году. По различным оценкам, объемы авиаперевозки на частных джетах в следующем году вырастут на 10%. И почвой для этого роста останется то, что стало причиной падения гражданской авиации – пандемия и ограничительные меры.

Марк Кузнецов

Источник: Infox.ru